четверг, 16 марта 2023 г.

«Вместе весело шагать» или социальные истории для дошкольников

 Многие дети с особыми возможностями здоровья испытывают трудности в социальном взаимодействии. Например, бывает, что им тяжело следовать нормам и правилам поведения в общественных местах или же понимать поведение других людей в каких-либо социальных ситуациях.

Популярная стратегия решения подобных проблем – социальные истории, описывающие рассказ про ребенка и те события, которые с ним происходят. Она может быть очень короткой и простой. Важно, что любая ситуация не оценивается ни положительно, ни негативно, то есть, в ней не говорится, что «вот, ребенок поступил очень плохо, и теперь он должен поступать хорошо». Социальная история просто описывает, что произошло или будет происходить с ребенком.

Цель социальных историй – предоставить ребенку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенку нравятся, или которыми он интересуется. Например, если ребенок проявляет интерес к определенному персонажу из сказки или мультфильма, то можно нарисовать историю, как они себя ведут в транспорте, играют в детском саду или посещают врача. Дети с овз часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.

Также социальные истории можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и тревожность. Социальная история может использоваться, чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение у ребенка.

Ниже представлен пример социальной истории «Посещение музея», созданный и организованный педагогами детского сада. 

Для каждого ребенка была подготовлена мини-книжка с картинками, в которых персонажами выступали сами дети и их родители. Перед родителями стояла задача прочитать социальную историю своему ребенку накануне посещения музея. А в момент самого мероприятия родители обращали внимание детей на те объекты, мимо которых они проходили и были изображены в мини-книжках.

Таким образом, данная социальная история показала детям модель поведения на пути к музею и в самом музее. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий