четверг, 21 марта 2024 г.

Первые друзья

 

Дружба - это незаменимый психологический фактор для любого ребенка. Она дарит не только близких по интересам сверстников, но и дополнительную возможность научится уважать другого человека, доверять ему, полноценно общаться на равных. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка.

Смысл в потребности в дружбе отличается по мере взросления ребенка. Первые два-три года жизни дети играют радом друг с другом, но не вместе. Это пока еще не полноценное взаимодействие, это выражение готовности быть рядом, делить территорию.  

Непосредственно совместная игра появляется у детей с трех лет. Дети начинают разговаривать друг с другом, приглашать в игру других и проситься в игру сами, подхватывают действия друг друга. Бывает так, что ребенок может назвать первого попавшегося сверстника другом, с которым весело играл, а позже забыть его. По мнению ребенка другом может стать тот, с кем он испытал радость в общении. 

Старшие дошкольники (с 5 лет) уже избирательны в дружбе - они не назовут другом каждого, с кем играют. Они начинают выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личные характеристики. 

Общение со сверстниками - это навык небыстрый. Большинство детей осваивают его постепенно. Дети учатся дружить на протяжении всего дошкольного детства. Сначала ребенок узнает лица детей, с которыми играл вчера, здоровается с ними. Затем включается в игру, потом пытается инициировать ее. Далее научается принимать правила игры, придумывает правила игры. И наконец, самое важное, принимает весь спектр эмоций. Дошкольники сталкиваются с тем, что дружба - это не только радость общения. В ней возникают и огорчения, и обида, и грусть - и это атрибуты нормальных человеческих отношений. Чтобы ребенок не изолировался, не отказывался от общения с сверстниками из-за пережитых неудач, родителям нужно постепенно наращивать в нем внутреннюю защиту от негативных эмоций и воспитывать эмпатию. 

Все начинается с малого - с одного товарища. Сначала учите своего ребенка взаимодействовать с одним сверстником, затем с двумя, тремя, потом можно играть в команде побольше. Позвольте ребенку сделать выбор: он вправе решать, с кем ему играть, даже, если его выбор вам не нравится. Также не заставляйте ребенка дружить с сверстниками. Когда дружба является свободным правом, а не обязанностью, ребенку будет легче и приятнее взаимодействовать с другими детьми. 

Прививать ребенку правила дружбы важнейшая задача родителей. Правила помогают ребенку ориентироваться в общении, управлять своими эмоциями и принимать личность сверстника. До ребенка необходимо донести, что прежде чем обнять, схватить, поцеловать взять за руку другого ребенка нужно спросить у него разрешение. Раскрыть объятия и подождать захочет ли друг близкого контакта. Если уж очень хочется ребенку ущипнуть, толкнуть и т.д. - придется сдержаться, либо попинать и покусать подушку, специально подготовленную для таких случаев куклу. Учим ребенка спрашивать разрешение взять игрушку друга. 

Требуя от ребенка следовать правилам дружбы, родители сами в общении с ним должны придерживаться их: получить разрешение от своего ребенка обняться, забрать игрушку, сдержаться в порыве злости от шлепков. Придется принять все правила, которые придумали ребенку. Поведение родителей во взаимодействие с другими людьми, а в первую очередь со своими детьми, - первый и самый яркий пример для подражания.

Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, учатся помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.






Комментариев нет:

Отправить комментарий