пятница, 12 января 2024 г.

Игры с правилами

         С точки зрения ребенка, игра – это получение максимального удовольствия от жизни.

С точки зрения специалиста, игра – это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.

С точки зрения родителей, игра – это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

 Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Есть особы вид игры – это игра с правилами. В отличие от других видов деятельности дошкольника (режиссерской игры, продуктивной деятельности, экспериментирования), она не может осуществляться индивидуально. Ее суть и содержание состоят в особом характере взаимодействия. Как следует из названия, действия детей в таких играх задаются и определяются правилами.

В играх с правилами правила не допускают субъективных интерпретаций, то есть подобные выражения «я хочу сделать именно так», «мне нравится, что бы было так», «мне удобно так» неприемлемы в таком виде игры. Правила обязательны для всех участников игры, всегда требуют от участников их принятия и неукоснительного соблюдения. Все дети находятся в равном положении. Даже если кто-то устал или кто-то слабее или, наоборот, сильнее других, все должны соблюдать общие правила. Эта особенность игры с правилами развивает у ребенка нормативную регуляцию поведения – контроль выполнения правил не только в собственном поведении, но и за действиями всех участников игры. Такая нормативная регуляция и саморегуляция является необходимой составляющей морального и социального развития ребенка. Готовность соблюдать единые для всех нормы поведения является важной предпосылкой для законопослушного поведения человека.

Еще одно важное отличие игр с правилами от других заключаются в том, что в них всегда есть заранее заданный результат, т.е. выигрыш. Именно он создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобразный азарт.

Общая структура игр с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, становлению стремления к достижению определенного результата, сопоставлению своих достижений с достижениями других и что особенно ценно, это сопоставление осуществляется ребенком самостоятельно на основе доступных ему критериев оценки. Соответственно, игры с правилами способствуют формированию адекватной самооценки.

Очень важен также опыт переживания ребенком временной неудачи, проигрыша в такой, пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие современные дошкольники слишком сильно переживают любую неудачу, даже проигрыш в игре: обвиняют игровой материал, злятся на партнеров, отказываются от продолжения игры. Собственный проигрыш переживается как серьезное поражение.

Для специфического развивающего эффекта игр с правилом более эффективными являются игры на удачу (типа «бродилок» или лото), поскольку в них только случай решает успех каждого и вероятность выигрыша не зависит от физических или умственных способностей ребенка. Соответственно, проигрыш в игре не воспринимается как результат своей неполноценности.

Игра с правилами также способствует овладению различными типичными формами взаимодействия со сверстниками: одновременными, последовательными, поочередными действиями, обменом функциями, распределением функций внутри группы и т.д. – все это безусловно способствует социальному и коммуникативному развитию детей. Очень важно и то, игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий