среда, 25 ноября 2020 г.

Педагогически оправданные и недопустимые наказания

Наказание - метод сильного воздействия, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего и ударил обидчика.
   Основанием для наказания могут быть только безнравственный поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда, грубость. 
          К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанные так, чтобы оно дошло до сознания ребенка. Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вине.
- выговор, то есть серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения.
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись (просмотр мультфильмов, лакомств и т.д.), но важно, чтобы он знал, за что наказан.
- "метод естественных последствий" (например, насорил - убери за собой), при этом нужно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания (во время не захотел убрать игрушки - меньше времени остается на занятие любимым делом).
     Недопустимо прибегать к физическим наказаниям, так как это унижает личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Недопустимо наказывать детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Так же недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, что запретили, как весь эффект наказания будет нивелирован.

Помните, наказание - самое слабое средство подавления нежелательных поступков. Кроме того, эффект наказания от раза к разу слабеет. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством.


Комментариев нет:

Отправить комментарий