пятница, 27 марта 2020 г.

Развитие сенсорных ощущений у детей дошкольного возраста

Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации (ощущений) от всего тела. Он определяет зоны ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда у дошкольника ощущения организованны, сводятся в единое целое, то мозг формирует адекватное восприятие, поведение, и процесс обучения протекает благоприятно.
Дети, с трудом воспринимающие сенсорную информацию, часто рассеяны, не могут усидеть на месте, с трудом концентрируют внимание. Их развитие не сбалансировано, одни области нервной системы работают с перебоями или неправильно, а другие же выполняют свои функции хорошо.  Все это, безусловно, окажет сильное влияние на их будущее обучение в школе.
Как вы родители можете определить, что у вашего ребенка есть трудности в обработке сенсорной информации? Наблюдайте за ребенком. Присмотритесь, может ли он играть мячом, поймать его, забросить в цель и т.д., получается ли у него чертить мелом, карандашом линию; постоянно натыкается на мебель, падает с лестницы, причем не пытается предотвратить свое падение (например, выбрасывание рук вперед при падении); постоянно хочет бегать, прыгать, или же, наоборот, всячески избегает двигательную активность, словно боится сделать лишнее движение. Возникают ли у вашего ребенка трудности при одевании, а в более старшем дошкольном возрасте в завязывании шнурков (хотя вы уже очень долгое время его этому учите). Осознает ли он, что к нему прикоснулись или же даже самое обычное легкое объятие вызывает у него боль. Не нравиться ребенку ходить по воде или по песку, не любит надевать одежду из определенных видов тканей. Капризничает при ярком свете, предпочитает полумрак или темноту, пугается громких звуков, часто закрывает уши руками, когда слышит музыку. Резко меняется его эмоциональное состояние: ребенок то радуется, то через минуту рыдает.
Что же делать родителю? Играть со своим ребенком. Придумывать игры с крупами, природным материалом, с предметами различной текстуры, играть с мячами разных размеров и поверхностями. Катать ребенка на качелях, мини-каруселях, скатывать (или прямо вместе с ним, если боится один) с горки, прыгать на батуте, плавать в сухом бассейне, устраивать дома полосу препятствий из стульев, подушек, пролезать через тоннели, залезать в большие бочки, смотреть на мир через пластиковые стеклышки разных цветов, калейдоскоп. Рисовать на спине ребенка простые предметы, чтобы он угадывал их. Играть с запахами – нюхать цветы, продукты питания, кофе, духи, соответственно избегая аллергенов. И так далее.  
Начинать  играть нужно только с тех игр, которые доставляют радость ребенку и приятные для него ощущения, затем плавно, постепенно вводить в игру те ощущения, которые раздражают ребенка, вызывают у него страх. Подключайте свое воображение, придумайте игровой сюжет – это поможет отвлечь ребенка и придать ему смелости. Не торопите его, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
Игры-упражнения необходимо делать регулярно и систематически. Играть можно дома и на прогулке. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки, требующие скорости, быстрых движений, физических усилий и другие активные действия. Подталкивайте ребенка к самостоятельным активным движениям, превращайте установку ребенка «я не могу» в «у меня получится» путем своей поддержки и помощи. Ободряйте ребенка словесно и поначалу помогите ему несколько раз выполнить новую задачу. Давайте простые устные инструкции – это учит планировать действия.  
Доверяйте ребенку, когда он жалуется на неудобства. Объясните родственникам, педагогам, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на ощущение чужого прикосновения.

Источники:
Д. Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2017.
Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия. Сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». / науч. ред. Ворошина О.Р., Санникова А.И. – Пермь, 2018.

Комментариев нет:

Отправить комментарий