понедельник, 4 декабря 2023 г.

Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста в образовательном процессе

Социально неуверенные дети - это дети, неумеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Внешне, в поведении таких детей встречается некоммуникабельность, застенчивость, конформность. Также присущи гиперактивность или гипоактивность как формы неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. 

Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологическом благополучии. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах (беспокойство, тревога, вина, гнев).

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - чувство собственной значимости, уверенность в каком-либо виде деятельности, убежденность в импонировании другим людям. Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку, дети склонны чуть л и не в кадом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособится сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и таже проблема переходит во взрослую жизнь.

В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность к их переживаниям.

На занятиях педагогам необходимо  создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости; помочь ему приобрести позитивный опыт самопознания и самовыражения. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться развить у ребенка восприимчивость и эмпатию.

Игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка. В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться, приобретая позитивный опыт совместных действий. Это возможно только тогда, когда педагог эмоционально сопереживает ребенку, принимая его установки, и выражает искреннюю веру в возможности ребенка, создает атмосферу взаимопонимания.

Внутренняя позиция педагога по отношению к ребенку:

- нужно хотеть услышать ребенка;

- нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию;

-нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать их и не осуждать их;

- нужно искренне верить в возможности ребенка самостоятельно решить свои проблемы;

- нужно давать ребенку брать ответственность за свой выбор.

Необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Нельзя навешивать ярлыки и отдавать негативные приказы. Осторожно относиться и к похвале - она должна быть не прямой, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий