пятница, 19 декабря 2025 г.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

 Развитие психических процессов

Восприятие: приобретает черты произвольности (раньше оно было включено в предметно-практическую деятельность, теперь ребёнок способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет). В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребёнок 5–6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет.

Внимание: ребёнок может сосредотачиваться на задании в течение 10–15 минут. Дети начинают осознанно управлять своим вниманием, например, способны выполнять задание по инструкции, даже если оно требует некоторого усилия. ребёнок уже может одновременно обрабатывать большее количество информации.

Память: ребёнок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух – 4-6 объектов.

Мышление: совершенствуется образное мышление – дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность к обобщению – это основа развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. Также дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте.

Речь: обычно к 5–6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. Ребёнок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. В большинстве случаев дети говорят распространёнными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически – в них присутствуют основные части речи. Дети говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстраций, пересказать небольшую историю или сказку объёмом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами.

Моторика: более совершенной становится крупная моторика. Появляются сложные движения, например, ребёнок может пройти по неширокой скамейке и перешагнуть через небольшое препятствие, умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Улучшается мелкая моторика. Ребёнок может лучше управлять руками и пальцами, что важно для таких навыков, как письмо, рисование, а также для выполнения более тонких задач, таких как складывание пазлов или конструирование.

 Развитие личности

Дети в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства всё ещё непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь эффективно окрашено, как у малышей помладше. Дошкольники 5–6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых (похвалу или неодобрение) и переживают по этому поводу. Детям удаётся успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Им уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку.

Появляется произвольность – способность самостоятельно регулировать своё поведение. Дети, не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате). Происходят изменения в представлении ребёнка о себе. В этом возрасте ребёнок уже хорошо представляет, какими качествами он обладает, и начинают появляться представления, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. Сверстник приобретает серьёзное значение для ребёнка. Оценки и мнение товарищей становятся для него существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий