Развитие психических процессов
Восприятие:
приобретает черты произвольности (раньше оно было включено в
предметно-практическую деятельность, теперь ребёнок способен воспринимать
предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет). В
восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов
ребёнок 5–6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных
предметов. Появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать
и описать предмет.
Внимание:
ребёнок может сосредотачиваться на задании в течение 10–15 минут. Дети начинают
осознанно управлять своим вниманием, например, способны выполнять задание по
инструкции, даже если оно требует некоторого усилия. ребёнок уже может
одновременно обрабатывать большее количество информации.
Память: ребёнок
способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти
(не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух – 4-6 объектов.
Мышление:
совершенствуется образное мышление – дети могут решать задачи не только в
наглядном плане, но и в уме. Развивается способность к обобщению – это основа
развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать,
анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. Также дети этого
возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии,
что это происходило в их жизненном опыте.
Речь: обычно
к 5–6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается
в ударении. Ребёнок учится различать звуки на слух, проводить элементарный
звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец),
последовательность и количество звуков. Словарь детей активно пополняется
новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об
окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000
слов. В большинстве случаев дети говорят распространёнными простыми
предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными
грамматически – в них присутствуют основные части речи. Дети говорят вполне
связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или
серии иллюстраций, пересказать небольшую историю или сказку объёмом 50
предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами.
Моторика:
более совершенной становится крупная моторика. Появляются сложные движения, например,
ребёнок может пройти по неширокой скамейке и перешагнуть через небольшое
препятствие, умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Улучшается
мелкая моторика. Ребёнок может лучше управлять руками и пальцами, что важно для
таких навыков, как письмо, рисование, а также для выполнения более тонких
задач, таких как складывание пазлов или конструирование.
Дети в целом
имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства всё ещё непроизвольны
и переменчивы, но восприятие уже не столь эффективно окрашено, как у малышей
помладше. Дошкольники 5–6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и
реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых (похвалу или
неодобрение) и переживают по этому поводу. Детям удаётся успешно распознавать
чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как
радость и восхищение. Им уже хорошо известно чувство сопереживания, они
способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку.
Появляется
произвольность – способность самостоятельно регулировать своё поведение. Дети,
не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате). Происходят
изменения в представлении ребёнка о себе. В этом возрасте ребёнок уже хорошо
представляет, какими качествами он обладает, и начинают появляться
представления, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. Сверстник
приобретает серьёзное значение для ребёнка. Оценки и мнение товарищей
становятся для него существенными. Происходит разделение детей на более
заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее
заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. Дети часто пытаются
контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или
иной персонаж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий