воскресенье, 26 марта 2017 г.

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека.  Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, развития зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной   координации.
Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков.
Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво и быстро. Неправильно сформированный – создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги развивают руку, пальцы и глаза ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Рассмотрим нормы развития графомоторного навыка в каждом возрастном периоде.
Ребенок в 1,5-2 года крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса. 
  В 2-3 года, как правило, ребенок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Движения еще спонтанные, почти не ограничиваются. 
У детей в возрасте 3-3,5 года линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

Ребенок в 3,5-4 года умеет держать карандаш и довольно свободно манипулирует им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
В 5 лет ребенок хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6-7 летний ребенок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые движения, штрихи и линии.

Развитие графомоторных навыков представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребенку в развитии графомоторной деятельности для того, чтобы этот процесс был более успешным и интересным.
Овладение данным навыком предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики хорошо использовать игры на развитие тактильных ощущений (например, нахождение знакомых предметов на ощупь, нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь и т.д.), самомассаж (например, игры с шариком и пружинками су-джок), различные шнуровки и пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика способствует развитие мышечной активности и поддержания тонуса мышц, участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук. Благодаря ей у ребенка вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями и контролировать внимание на одном виде деятельности.
При развитие зрительно-моторной координации используют графические упражнения: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них и т.д. Выполняя эти упражнения ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связанно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Для формирования зрительно-пространственных операций хорошо использовать графические диктанты, составление аппликаций из геометрических фигур и т.д. В результате ребенок научается ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, способен определять расстояния и положения предметов относительно друг друга (слева, справа, вверху, внизу, под, над, около и т.д.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий