Графомоторные навыки являются составной
частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на
основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений
руки, развития зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной
координации.
Наилучшее время для
формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Именно в этом
возрасте не только можно, но необходимо развивать руку,
способствовать формированию графомоторных умений и навыков.
Правильно сформированный
графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво и быстро.
Неправильно сформированный – создает комплекс трудностей письма: небрежный,
неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного
графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Занятия лепкой, конструированием, поделками
из бумаги развивают руку, пальцы и глаза ребенка. Эти интересные для детей
занятия также подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма – развивают
мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Рассмотрим нормы развития
графомоторного навыка в каждом возрастном периоде.
Ребенок в 1,5-2 года крепко зажимает карандаш в
ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить
что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
В 2-3 года, как правило, ребенок
держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Движения еще спонтанные, почти не
ограничиваются.
У детей в возрасте 3-3,5 года линии становятся более
определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается
координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются
имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
Ребенок в 3,5-4 года умеет держать
карандаш и довольно свободно манипулирует им. К этому возрасту совершенствуется
координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет
хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность
линий и рисовать их относительно параллельными.
В 5 лет ребенок хорошо выполняет горизонтальные и
вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более
ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные,
горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6-7 летний ребенок хорошо копирует простейшие
геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более
четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны
любые движения, штрихи и линии.
Развитие графомоторных навыков
представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и
педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребенку в развитии
графомоторной деятельности для того, чтобы этот процесс был более успешным и
интересным.
Овладение данным навыком предполагает
сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций,
зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики хорошо
использовать игры на развитие тактильных ощущений (например, нахождение
знакомых предметов на ощупь, нахождение одинаковых по фактуре материалов на
ощупь и т.д.), самомассаж (например, игры с шариком и пружинками су-джок),
различные шнуровки и пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика
способствует развитие мышечной активности и поддержания тонуса мышц,
участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук. Благодаря
ей у ребенка вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями и
контролировать внимание на одном виде деятельности.
При развитие зрительно-моторной координации
используют графические упражнения: штриховка, обведение заданных линий и
контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете,
воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них и т.д.
Выполняя эти упражнения ребенок учится точно следовать инструкции и работать
самостоятельно, связанно и последовательно высказывать свои суждения, что
особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Для формирования зрительно-пространственных
операций хорошо использовать графические диктанты, составление аппликаций
из геометрических фигур и т.д. В результате ребенок научается ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги, способен определять расстояния и положения
предметов относительно друг друга (слева, справа, вверху, внизу, под, над,
около и т.д.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий