четверг, 9 марта 2017 г.

Возрастные особенности ребенка 4-5 лет

Развитие психических процессов
Восприятие: активно развивается способность восприятия и познания  свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. Вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),  вкус, запах, звук и качество поверхности.
Внимание: повышаются произвольность и устойчивость внимания. Ребёнок может в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Память: непроизвольная, но может целенаправленно запоминать. Ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.
Мышление: наглядно-образное. Все его действия носят практический характер.
Воображение: появляются такие способности как оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь: ребёнок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык. Он занимается словотворчесвом. Теперь он способен пересказать сказку или рассказ, поделиться своими впечатлениями и переживаниями. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и более. Понимают и правильно использует предлоги, учится строить предложения. Развивается связанная речь.
Моторика: заметно улучшается координация движений. Большинство движений выглядят со стороны увереннее. Ребёнок становится ловким и быстрым. Теперь умеет рисовать вертикальные линии, срисовывать различные геометрические фигуры, нарисовать человека, может взять любой, даже очень маленький предмет двумя пальцами – указательным и большим. Может самостоятельно застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Развитие личности
Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Он стремится к самостоятельности. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
Малыш учится понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении. Он вырывается из круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.
Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются. Дети заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жёстко контролируют выполнение этих правил.
Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности. Также малышу тяжело оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

В этом возрасте формируются нравственные эмоций – чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно – чувство долга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий