Развитие психических процессов
Восприятие: активно развивается способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем
наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается
исследование формы, цвета и величины предметов. Вводятся такие категории как
время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),
вкус, запах, звук и качество поверхности.
Внимание: повышаются
произвольность и устойчивость внимания. Ребёнок может в течение
непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо
видом деятельности.
Память: непроизвольная, но может
целенаправленно запоминать. Ребёнок способен
запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.
Мышление: наглядно-образное. Все его действия
носят практический характер.
Воображение: появляются
такие способности как оригинальность и произвольность (то есть возможность
«придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на
заданную тему.
Речь: ребёнок не просто активно
овладевает речью – он творчески осваивает язык. Он занимается словотворчесвом.
Теперь он способен пересказать сказку или рассказ, поделиться своими
впечатлениями и переживаниями. Значительно улучшается звукопроизношение,
активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и более.
Понимают и правильно использует предлоги, учится строить предложения.
Развивается связанная речь.
Моторика:
заметно улучшается координация движений. Большинство движений выглядят со
стороны увереннее. Ребёнок становится ловким и быстрым. Теперь умеет
рисовать вертикальные линии, срисовывать различные геометрические фигуры,
нарисовать человека, может взять любой, даже очень маленький предмет двумя
пальцами – указательным и большим. Может самостоятельно застегнуть и
расстегнуть пуговицы.
Развитие личности
Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и
опеке взрослых. Он стремится к самостоятельности. Открыто заявляет о своих
правах и пытается устанавливать собственные правила.
Малыш учится понимать чувства других, сопереживать,
выходить из трудных ситуаций в общении. Он вырывается из круга внутрисемейных
отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым
признание со стороны сверстников. Если
раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему
необходимо взаимодействие с другими детьми. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее
всего.
Усложняется
игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические
особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она
приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин,
войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся,
мирятся, взаимопомогают, обижаются. Дети заранее придумывают сюжет,
распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жёстко контролируют
выполнение этих правил.
Дети этого
возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они
очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно
подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них
развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию
полноценной личности. Также малышу тяжело
оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать
свою вину ему пока трудно.
В этом возрасте формируются нравственные эмоций – чуткость,
доброта, чувство дружбы и постепенно – чувство долга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий