среда, 24 сентября 2014 г.

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

Развитие психических процессов
Восприятие: носит предметный характер, ребенок видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Знает 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника; достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы.
Внимание: способность детей управлять своим вниманием очень невелика (внимание носит в основном непроизвольный характер), быстро переключаются с одной деятельности на другую.
Память: непроизвольная; преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Хорошо развита двигательная память.
Мышление: ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам, могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое). Дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда.
Воображение: ребенок способен лишь воссоздать образы, почеркнутые из сказок и рассказов взрослого, характерно смешение реальных и сказочных элементов. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.
Речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой; словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.
Моторика: легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую.

Развитие личности
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. Все это называют «кризисом трех лет».
Взаимоотношения взрослого и ребенка в этот период должны быть изменены в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное это помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. 
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настро­ение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.


Комментариев нет:

Отправить комментарий