Развитие
психических процессов
Восприятие: носит предметный характер, ребенок видит
не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, например: трава
зеленая, лимон кислый и желтый. Знает 6 основных цветов, знает названия круга,
квадрата и треугольника; достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры,
группы.
Внимание: способность детей управлять своим вниманием
очень невелика (внимание носит в основном непроизвольный характер), быстро переключаются с одной деятельности на другую.
Память: непроизвольная; преобладает узнавание, а не
запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с
его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Хорошо развита
двигательная память.
Мышление: ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать
то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Дети могут
сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам, могут
обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое),
величине (это все маленькое). Дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в
разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты,
животные, посуда.
Воображение: ребенок способен лишь
воссоздать образы, почеркнутые из сказок и рассказов взрослого, характерно
смешение реальных и сказочных элементов. Большое значение в развитии
воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.
Речь: продолжает оставаться ситуативной и диалогической,
но становится более сложной и развернутой; словарный запас увеличивается за год
в среднем до 1500 слов.
Моторика: легче даются движения всей рукой (прокатить мяч,
машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую.
Развитие личности
Развитие самосознания и
выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш
начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает
наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не
может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него
очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. Все
это называют «кризисом трех лет».
Взаимоотношения
взрослого и ребенка в этот период должны
быть изменены в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и
обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что
характерное для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего
отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не
фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать
стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий
ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая
нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное это помочь
ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в
деятельности.
По отношению к
окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая
характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Дети
начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем
косвенно контролироваться взрослыми.
Агрессивность и
неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к
деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет
критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к
целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить
отличия.
В
эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают
влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики,
которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально
здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий