В подготовительной возрастной группе
завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением
мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного
общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция
школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно
обучаться в школе.
Основные компоненты
психологической
готовности к школе
готовности к школе
Начало систематического
обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок
подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут
зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его
учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Психологическая
готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько
параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное
обучение в школе.
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Ребенок должен уже не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи. Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: "если..., то…», «потому что», «поэтому» и т.п.
Интеллектуальная к школе должна проявляться также в том, насколько быстро ребенок понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Ребенок должен уже не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи. Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: "если..., то…», «потому что», «поэтому» и т.п.
Интеллектуальная к школе должна проявляться также в том, насколько быстро ребенок понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.
Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Она так же состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание: необходимо выработать у ребенка верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Родители обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.
Волевая готовность (произвольная
сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от
него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок может намеренно отказаться от
игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему
длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до
конца. Сформировать волевую готовность может помочь игры по правилам – те, в которых надо дожидаться своего хода,
выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с фишками, домино, шашки и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке,
но и помогут ему научиться достойно проигрывать.
Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности.
Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом
плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет
побегать на перемене.
Уважаемы родители, я вам
советую всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с
родителями – огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы
будете поддерживать его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться.
Первостепенная задача в
подготовке ребенка к школе – побуждать его к самостоятельной умственной
активности, учить его логически мыслить. А для этого не обязательно решать
какие-либо специальные задачи-головоломки. От нас требуется умение вводить
ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему.
У детей необходимо развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи. Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными).
У детей необходимо развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи. Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными).
Комментариев нет:
Отправить комментарий