воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Психологическая готовность к школе

В подготовительной возрастной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы пози­тивного общения с людьми, развивается половая идентифика­ция, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успеш­но обучаться в школе.
Основные компоненты психологической 
готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое само­чувствие.
Психологическая готовность к школьному обучению много­компонентна. Можно выделить несколько параметров психичес­кого развития ребенка, наиболее существенно влияющих на ус­пешное обучение в школе.
 Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зре­лостью понимают дифференцированное восприятие, кон­центрацию внимания, аналитическое мышление, выража­ющееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, уме­ние воспроизводить образец, а также развитие тонких дви­жений руки и сенсомоторную координацию. Ребенок должен уже не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи. Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: "если..., то…», «потому что», «поэтому» и т.п.
Интеллектуальная к школе должна проявляться также в том, насколько быстро ребенок понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной пози­ции школьника, и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Она так же состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание: необходимо выработать у ребенка верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Родители обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци­альный мотив учения), и потому, что у него есть познава­тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок может намеренно отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сформировать волевую готовность может помочь игры по правилам – те, в которых надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с фишками, домино, шашки и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать. 
Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Уважаемы родители, я вам советую всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями – огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться.
Первостепенная задача в подготовке ребенка к школе – побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. А для этого не обязательно решать какие-либо специальные задачи-головоломки. От нас требуется умение вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему.
У детей необходимо развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи. Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными).

Комментариев нет:

Отправить комментарий