В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и как максимум к стрессам и психосоматическим заболеваниям.
Эмоции – это как фигуры в шахматах, они «ходят» по определённым правилам. Возможно, вы удивитесь: оказывается, эмоции и чувства подчиняются логике. Есть несколько основных правил, по которым живут эмоции.
На протяжении дошкольного детства происходит развитие
понимания значения эмоций и ситуаций, их вызывающих. Это эмоциональные скрипты,
т. е. сложная схема, включающая осознание типа эмоциональных реакций, которые
сопровождают различные события.
В 3–4 года дети понимают и определяют ситуации,
вызывающие радость, грусть или злость, и могут сами описать подобные ситуации. Но не
понимают, что в одной ситуации люди могут испытывать разные эмоции. При
рисовании эмоций дети рисуют человека со схематичным изображением эмоции.
В 5–6 лет дети
понимают, что их эмоции могут отличаться от эмоций других людей. Также чётко
понимают, какие действия следуют за эмоцией: страшно – бежать, радостно –
приближаться. И только с этого возраста дети пытаются объяснить несоответствие
эмоции ситуации (например, у ребёнка день рождения, а он горько плачет),
указывая причину рассогласования (лучший друг обиделся и ушёл). При рисовании
эмоций дети рисуют ситуации, используя портретную форму изображения человека со специфическими эмоциями.
В 7 лет дети
уже могут описать ситуации, вызывающие эмоции и чувства без видимых проявлений
(гордость, ревность, виновность,
беспокойство). Начинают распознавать
скрытые эмоции, ему открываются связи между желаниями, убеждениями и эмоциями.
Дети более успешны в жизни, когда они:
✓
осознают свои эмоции и чувства и могут управлять ими и своим поведением;
✓ умеют понять точку зрения другого и общаться с ним с учётом его мнения;
✓ умеют делать осознанный выбор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий