С точки зрения ребенка, игра – это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра – это ведущий в
детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность
развиваться.
С точки зрения родителей, игра – это беспокойство,
хлопоты и беспорядок в комнате.
В играх с правилами правила не допускают субъективных
интерпретаций, то есть подобные выражения «я хочу сделать именно так», «мне
нравится, что бы было так», «мне удобно так» неприемлемы в таком виде игры. Правила
обязательны для всех участников игры, всегда требуют от участников их принятия
и неукоснительного соблюдения. Все дети находятся в равном положении. Даже если
кто-то устал или кто-то слабее или, наоборот, сильнее других, все должны
соблюдать общие правила. Эта особенность игры с правилами развивает у ребенка нормативную
регуляцию поведения – контроль выполнения правил не только в собственном
поведении, но и за действиями всех участников игры. Такая нормативная регуляция
и саморегуляция является необходимой составляющей морального и социального
развития ребенка. Готовность соблюдать единые для всех нормы поведения является
важной предпосылкой для законопослушного поведения человека.
Еще одно важное отличие игр с правилами от других заключаются в том, что в них всегда есть заранее заданный результат, т.е.
выигрыш. Именно он создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобразный
азарт.
Общая структура игр с правилами способствует
возникновению состязательных отношений между детьми, становлению стремления к
достижению определенного результата, сопоставлению своих достижений с
достижениями других и что особенно ценно, это сопоставление осуществляется
ребенком самостоятельно на основе доступных ему критериев оценки.
Соответственно, игры с правилами способствуют формированию адекватной
самооценки.
Очень важен также опыт переживания ребенком временной
неудачи, проигрыша в такой, пока еще не слишком значимой деятельности, как
игра. Многие современные дошкольники слишком сильно переживают любую неудачу,
даже проигрыш в игре: обвиняют игровой материал, злятся на партнеров,
отказываются от продолжения игры. Собственный проигрыш переживается как
серьезное поражение.
Для специфического развивающего эффекта игр с правилом
более эффективными являются игры на удачу (типа «бродилок» или лото), поскольку
в них только случай решает успех каждого и вероятность выигрыша не зависит от
физических или умственных способностей ребенка. Соответственно, проигрыш в игре
не воспринимается как результат своей неполноценности.
Игра с правилами также способствует овладению
различными типичными формами взаимодействия со сверстниками: одновременными,
последовательными, поочередными действиями, обменом функциями, распределением
функций внутри группы и т.д. – все это безусловно способствует социальному и
коммуникативному развитию детей. Очень важно и то, игра с правилами учит детей
договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим
ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий