пятница, 20 декабря 2024 г.

Роль родительской поддержки в психологическом благополучии ребенка

Каждый ребенок с раннего детства имеет потребность в заботе и поддержке. Сам ребенок не может создать для себя безопасное пространство, удовлетворить свои потребности, и он пока еще не понимает, что делает правильно, а что нет. Из-за отсутствия достаточного жизненного опыта ребенок не в состоянии оценить последствия своих поступков, поэтому именно родитель обеспечивает защиту, удовлетворяет потребности, оценивает и разъясняет ребенку к чему приводят его действия и поступки. А при недостатке родительской поддержки ребенок испытывает разочарование, не видит значимость своего существования.

Родительская поддержка имеет две формы: физическая помощь (в выполнении культурно-гигиенических навыков, забота о здоровье) и эмоциональная поддержка (поддержка в стрессовых ситуациях, проявление любви и заботы). Для оптимального психологического благополучия, ребенок нуждается в обеих формах поддержки.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только, когда ему плохо, но и когда хорошо. Родители, замечая достижения и успехи своих детей, подтверждают их значимость в семье, появляется уверенность в себе и формируется адекватная самооценка. Все это способствует лучшей социализации в обществе.

Благодаря родительской поддержке, ребенок научается управлять своими эмоциями, успешно справляться с стрессовыми ситуациями и адекватно реагировать на жизненные трудности. Тогда и взаимоотношения между родителями и детьми становятся крепкими, искренними и близкими. Когда дети знают, что родители их всегда поддержат в трудных ситуациях, они чувствуют себя защищенными, чувствуют, что могут полностью довериться родителям.

Чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, маме и папе придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Но важно, чтобы родительская поддержка была правильно организована. Она не должна привести к зависимости от родителей и ущемлять свободу детей. Родителям необходимо научить детей быть самостоятельными и развивать свои собственные ресурсы для решения проблем.  Родительская поддержка должна быть направлена на помощь в развитии навыков и качеств, а не на замену усилий и самостоятельности детей.

Мама и папа должны найти достаточно аргументов, чтобы вдохновить, направить ребенка, помочь ему разобраться в себе. Поддерживать можно посредством:

·      Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).

·      Высказываний («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»).

·      Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).

·      Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

·      Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Жизнь ребенка начинается с родителя, и кто же, как не родитель, сможет поддержать ребенка, протянуть руку помощи и подставить свое плечо. Поэтому поддерживать своих детей, вселяя в них веру и надежду – это повышать их уверенность в себе и формировать верную внутреннюю опору.

Комментариев нет:

Отправить комментарий