воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет

Развитие психических процессов
Восприятие: относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Ребенок различает не только основные цвета, но и их оттенки, определяет ритм и темп в восприятии музыкальных произведений, различает запахи.
Внимание: активное формирование произвольного внимания (ребенок может вести целенаправлен­ное наблюдение); увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок мо­жет видеть двойственные изображения.
Память: произвольная, то есть проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить; ребенок самостоятельно выделяет задачу на запоми­нание. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с по­мощью таких приемов, как классификация, группировка.
Мышление: наглядно-образ­ное, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое – умение оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. В этом  возрасте дети способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала, делать простые умозаключения.
Воображение: творческое воображение, при котором ребенок способен создавать принципиально новые образы, возникающие довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Этот пери­од – сензитивный для развития фантазии.
Речь: продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам­матический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и харак­тер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начина­ют активно употреблять обобщающие существительные, синони­мы, антонимы, прилагательные и т.д.

Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением так на­зываемого внутреннего плана действий – способностью опериро­вать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являют­ся дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его обра­зе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.
Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста­ется сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю­щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей­ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом до­школьники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове­дение в зависимости от места в нем.

Одной из важнейших особенностей данного возраста являет­ся проявление произвольности всех психических процессов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий