Готовность к школе – это, прежде всего, зрелость
ребенка. А зрелый ребенок должен владеть определенным уровнем мыслительных
операций, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль,
контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения
поставленных задач.
Если у ребенка проблемы с саморегуляцией – это может
означать, что он психологически еще не готов к школе.
Уровень саморегуляции определяется по тому:
· насколько хорошо ребенок способен удерживать в памяти
инструкцию, которую дает учитель, и выполнять ее;
· как ребенок контролирует свое мышление и поведение,
может ли сосредоточиваться, не отвлекаться, выполнять инструкции учителя;
· способен ли переключаться между разными задачами,
разными уроками.
Если в дошкольный период ребёнку не были созданы
условия для формирования волевых качеств, то в школе проблема саморегуляции
обостряется и может привести к отрицанию учебной деятельности. Такие дети,
попав в школу, не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий до
конца, не стремятся к получению хорошего результата, не проявляют
познавательной самостоятельности. Эти трудности снижают интерес к учёбе,
возможно появление негативного восприятия школы и учителя.
Главное не забывать, что ведущая деятельность дошкольного
периода – игра! Исследования ученых доказывают, что игра имеет особое значение
в развитии произвольного поведения этого возраста.
Правила поведения, которые озвучивают взрослые, часто
усваиваются детьми очень плохо. Дети не применяют их в жизни. А вот правила
игры дети выполняют с удовольствием, так как это является, необходимым условием
интересной совместной деятельности. Постепенно правила игры легко и
непринужденно появляются в их жизни и начинают успешно регулировать поведение и
деятельность детей. Игра – это истинная школа общественных отношений для
ребенка; в ней он обучается сотрудничеству, у него развиваются качества,
которые могут помочь и педагогу, и детям стать настоящими партнерами в общем
деле. В процессе игры вырабатывается умение почтительно относиться к
посторонним ценностям и защищать собственные.
Основная задача упражнений на развитие произвольности
и саморегуляции - научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе
работы заданным правилом, «удерживать» его. Упражнения должны содержать в себе
большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно
являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить
учебные действия и их конечный результат с заданным образом.
Ребёнок с развитой саморегуляцией – это сильная
дисциплинированная личность, которая может брать на себя ответственность,
способна искать и находить лучшие варианты для достижения поставленных целей.
Ребёнок, который способен справляться со своими эмоциями, поведением, будет
успешен не только в обучении, но и в целом по жизни, так как научится
самостоятельно справляться с различными проблемами и трудностями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий